Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Мобильное приложение «Промсвязьбанка» (ПСБ) для среднего и малого бизнеса вошло в тройку лучших в России (Markswebb, 2022) и стало самым удобным по мнению реальных бизнес-пользователей. Как создавать современные функциональные продукты, которые нравятся людям? Своим рецептом делится команда разработки ПСБ.

Для подготовки рейтинга Business Mobile Banking Rank 2022 консалтинговое агентство Markswebb внимательно изучило приложения 11 ведущих российских банков: оценило их по 146 пользовательским сценариям, семи юзабилити-тестам, экспертной оценке и опросу 250 бизнес-клиентов банков. И приложение ПСБ получило очень высокие баллы, войдя в топ-2 среди приложений для малого бизнеса и в топ-3 среди приложений для ИП, не имеющих сотрудников. Также оно стало лучшим на этапе юзабилити-тестов, когда бизнесмены оценивали удобство приложений в решении своих ежедневных задач.

Конечно, само по себе признание в рейтинге агентства Markswebb не было целью ИТ-команды ПСБ. Но оно стало прямым следствием принятого ею подхода к разработке:

  • Каждый сотрудник видит, как лично его задачи влияют на конечный результат и опыт пользователей, и свободен в улучшении продукта и внутренних процессов.
  • Технологическая платформа, структура команды и рабочие процессы отлажены, что позволяет быстро и качественно внедрять нужные для пользователей фичи.
  • Гибкость позволяет работать с актуальным стеком и быстро внедрять в продукты передовые технологии (часто первыми на рынке).
Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

«Сначала заточить топор»: особенности разработки в ПСБ

Быстро и качественно делать приложения помогает система продуманных технических и организационных решений. Одна из самых важных особенностей мобильной платформы ПСБ с точки зрения разработчиков — модульность. Приложение разбито на независимые модули, так что изменения в одном не нарушают работу других.

Команда может быстро зарелизить даже одну-единственную фичу, нужную клиентам, а не ждать общего релиза с множеством изменений. Кроме того, разработчику не нужно разбираться во взаимосвязях кода в монолитном ядре. Поэтому даже разработка сложного банковского приложения в большой команде ПСБ становится простой и быстро реализуемой задачей, как в молодом эффективном стартапе.

Частые релизы не создают излишних рисков: перед релизом код покрывается юнит-тестами, проходит автотесты, ручное тестирование, UI-тесты и полное регресс-тестирование.

Другое важное преимущество: команде разработки выделяется 20% технического времени (два дня в каждом спринте — работа выстроена по скрам). Задачи на это время ставятся самим блоком ИТ: вместо фич для пользователей разработчики делают инструменты для самих себя. Главное правило технического бэклога — четкий фокус. Не бывает ситуации «иди поищи чем заняться»: техлиды ставят задачи так, чтобы работы в техническое время поддерживали бизнес-цели банка. А разработчикам такая фокусировка помогает видеть техническое состояние проекта в целом, понимать свой личный вклад в него и не распыляться на маловажные задачи.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»
Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«Задачи на техническое время заранее планируются. Это может быть R&D по новым технологиям, CI/CD, выделение кода в отдельный модуль — все, что потом позволяет создавать клиентские фичи быстрее и с бóльшим комфортом для себя».
Кирилл Маканков, руководитель отдела мобильной разработки ПСБ

В ПСБ следуют современным трендам разработки (например, модульность, асинхронное программирование с использованием async/await) и работают с актуальным стеком. Так, команда iOS уже перешла с CocoaPods (по сути, предыдущий стандарт iOS-разработки) к Swift Package Manager, разработчики Android переходят на архитектуру MVVM и Coroutines. Для упрощения рутины все команды используют кодогенерацию.

Стандартизация практик разработки позволяет не изобретать велосипеды для решения одних и тех же типичных задач, а заново использовать готовые решения и так экономить время. А принципы SOLID помогают сделать код более гибким.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«К примеру, 80% экранов в iOS — это таблицы или коллекции. Их создание на 95% состоит из копирования кода и на 5% — из изменений. Стандартизация и применение SOLID помогли нам сократить время реализации большинства таких экранов до минимума.
Кирилл Маканков
Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Для каждой платформы мы создали общую дизайн-систему с наборами идентичных по функциональности и значению элементов. Это позволило ускорить разработку, так как теперь не нужно заново создавать дизайн-компоненты для единообразных экранов.

«Понятно, что мы делаем»: прозрачные задачи

Бизнес-блоки ПСБ работают по принципу: «Хочешь обрадовать клиентов — спроси, что они хотят». Менеджеры собирают обратную связь, анализируют обращения в контакт-центр, предлагают клиентам протестировать прототипы. Например, в 2022 году по отзывам пользователей был сделан редизайн приложения: самые востребованные функции (выписка, распознавание платежек, СБП) переехали на главный экран. Кстати, это высоко оценили на юзабилити-тестах Markswebb.

Когда продакт ставит новую задачу разработчикам, то всегда рассказывает, сколько клиентов хотят ее увидеть и как она облегчит решение их задач. Команда разработки вместе с менеджерами проходит клиентский путь и совместно находит лучшие идеи. Когда бизнес и разработка действуют плечом к плечу, ясно представляя общую цель, растет совместное вовлечение в продукт: «Как мне сделать свою часть приложения, чтобы людям было удобно этим пользоваться?»

Бизнес объясняет, что и почему нужно делать, а не просто говорит «делай так». Это ценно для разработчика: он может внести идеи и корректировки на ранних стадиях фичи, что позволяет сделать технически более правильные и эффективные решения.

Разработка идет в кросс-функциональных командах, поделенных по бизнес-юнитам. В каждую входят iOS- и Android-разработчики, дизайнеры и бизнес-заказчики. Это позволяет им быть в общем инфополе, обмениваться опытом и легко масштабировать разработку.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

«Пионеры мобильного банкинга»: ПСБ на переднем крае технологий

Банковское приложение — это сервер плюс тонкий клиент, в котором главное — пользовательский опыт. Поэтому мобильным разработчикам, аналитикам и дизайнерам важно выстроить выверенную бизнес-логику — так, чтобы клиент достигал своих целей за минимальное количество шагов.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«Непросто и интересно было разработать функциональность для оплаты счетов. Кроме юридических нюансов, сложность в том, что пользователю нужно вводить много данных (счет получателя, ИНН и прочее). Нам нужно было „прочитать желание клиента“ и сократить работу с полями. Мы сами ставили эксперименты, как будем вести себя при использовании той или иной фичи, замеряли результаты и в итоге здорово оптимизировали платежку».
Елена Кочергина, начальник отдела по развитию мобильного банка ПСБ

Более технологичные задачи тоже есть: это и использование камеры для фотографирования документов, и работа с картами и платежными системами через NFC, и другие подобные.

Разработчики ПСБ не раз становились пионерами в российском мобильном банкинге. Например, они первыми реализовали технологию myDSS. Такой модуль позволяет подписывать любые документы с помощью биометрии (отпечатка пальца или сканирования лица). В ПСБ его вшили в приложение, избавив клиентов от необходимости устанавливать сторонние приложения для электронной подписи. Другой пример: в ПСБ первыми на российском рынке эквайринговых услуг интегрировали в приложение возможность принимать платежи с помощью смартфонов, не выходя из мобильного банка: клиент оплачивает покупку, поднеся свой смартфон или карту к смартфону продавца.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Не только мобильная разработка

Блок ИТ занимается не только мобильной разработкой. Активно развиваются и веб, и бэкенд.

Главная задача команды веб-разработки на ближайшее время — завершить адаптивную версию интернет-банка, подходящую для компьютеров и мобильных девайсов.

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«Многие клиенты с Apple вместо мобильного банка пользуются интернет-банком. Мы адаптировали его интерфейс к мобильным устройствам».
Елена Кочергина

Актуальные задачи в бэкенде — полный переход на микросервисную архитектуру и отказ от монолитных решений, единая SSO-авторизация, а также импортозамещение СУБД и OS серверов приложений

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Свобода и развитие

ПСБ предоставляет большую свободу в принятии решений. Если сотрудник видит, как сделать продукт лучше, он может предложить идею, и она будет реализована. Технических улучшений это тоже касается: идеи для многих важных внутренних изменений, например, по внедрению async/await, были предложены и обоснованы сотрудниками.

ИТ-команда ПСБ быстро расширяется, открывая долгосрочные перспективы роста. Расти можно как в рамках менеджерского карьерного трека (на позицию тимлида, проджекта или продакта), так и технического. Senior-специалисты могут стать техлидами-наставниками, архитекторами или перейти в отдел управления техническим развитием. Там работают «суперсеньоры», которые 100% времени занимаются самыми сложными техническими (а не клиентскими) задачами. Технический рост ускоряется благодаря обмену опытом — команда мобильной разработки регулярно проводит внутренние митапы, а также выступает на внешних мероприятиях и публикуется на «Хабре».

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»«В нашей команде важно уметь общаться: так формулировать идею, чтобы другие поняли; быть готовым поставить себя на место коллеги и решить общую задачу. Для джунов полезно также умение схватывать на лету. Если можешь сразу увидеть аналогии и понять, как еще можно использовать новые знания, — вырастешь еще быстрее».
Кирилл Маканков
Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»

Присоединяйся к команде!

В активе блока ИТ ПСБ — продуктовая разработка на современном стеке и ощутимая свобода в принятии решений. Экспертная команда из 3000 разработчиков, аналитиков, тестировщиков, продакт-менеджеров и скрам-мастеров берет на себя и реализует сложные проекты, поэтому здесь есть серьезные ресурсы под проекты и возможности пробовать новые решения. Например, не отказывать себе в новых технологиях из-за их несовместимости с существующим ядром.

В стратегии ПСБ — вертикальный взлет бизнеса до высот на уровне лучших коммерческих банков. Такие масштабные задачи реально решать только с сильной ИТ-командой, и для этого в блоке ИТ созданы оптимальные условия: удобный формат работы по договоренности с командой, расширенное ДМС для сотрудников и их близких, возможности для постоянного развития во внутренних сообществах, внешнее обучение и участие в конференциях. Еще в ПСБ есть система премирования, компенсация расходов на путешествие и фитнес и приятные бонусы от продуктов банка и партнеров.

Присоединяйся, чтобы развиваться в сильной и стабильной команде с большими возможностями для реализации смелых идей!

Как делаются самые удобные мобильные приложения: подход «Промсвязьбанка»
;