Понятный Екатеринбург: новые жители уральского города и макароны в «Монетке»

Екатеринбург — четвертый по численности населения город России. Для одних это промышленная столица, для других — центр уличного искусства, дом для многих известных музыкальных групп и плотно застроенный город, запоминающийся неромантичным и урбанистическим пейзажем. Мы узнали у соискателей и работодателей из Екатеринбурга, как им живется в городе на Урале и что нужно знать тем, кто хочет сюда переехать.
Понятный Екатеринбург: новые жители уральского города и макароны в «Монетке»

Кардиограмма высоток

Светлана Татищева, товаровед, переехала из Челябинской области: «О, я безумно люблю этот город! Уже 5 лет, с тех пор как познакомилась с ним поближе. Поэтому, когда выпала возможность переехать, я даже не раздумывала. Чтобы было проще с работой — я сделала запрос на перевод. У нас в компании широко распространено перемещение сотрудников между магазинами, поэтому проблем не возникло.

Я до сих пор по-настоящему восхищаюсь БЦ «Высоцкий», с раскрытым ртом и глупой улыбкой любуюсь кардиограммой высоток на берегу городского пруда, с замиранием сердца прилипаю носом к стеклу автобуса, когда проезжаю на работу по мосту над Плотинкой. Друзья, живущие тут не первый год, по-доброму надо мной посмеиваются, а я не перестаю открывать для себя красоту этого города».

Мария Голикова, консультант-разработчик по bi-системам, из Перми: «Я переехала просто потому, что нашла работу в компании — системном интеграторе, в Перми на тот момент не было таких вакансий. Города похожи погодой, а так, больше различий, чем общих черт. Пермь большая, широкая, летом много зелени, Екатеринбург тесный, с узкими дорогами, мало зелени. Екатеринбург — самый компактный миллионник, и эта компактность — минус: очень плотная застройка, пробки, плохая экология. Мало спортивных центров (то есть бассейнов, стадионов, скалодромов), а фитнес-клубов, наоборот, очень много.

Будним вечером после 20:00 город засыпает: на улицах мало людей, прекращают работать многие маршруты, а в 21:30 в определенные части города проще уехать на такси, чем 40 минут ждать транспорт, который не факт, что придет.

В выходные мероприятий много — это и развлечения на открытом воздухе, и ярмарки, и концерты. В городе есть несколько антикафе, где каждый день с утра до вечера проходят какие-либо тематические встречи, мастер-классы».

Дарья Зубова, менеджер по PR в ИТ-компании, из Кыштыма, Челябинская область: «Я люблю ходить в кино (не реже раза в неделю), театр (особенно люблю камерные театры на несколько десятков зрителей, в Екатеринбурге мой любимый — «Волхонка»), музыкальный фонтан с подсветкой летом на Плотинке. Также могу ночью просто собраться на прогулку по центру, потому что красиво и город выглядит загадочным.

Есть такие мелочи, которые западают в душу. Например, если вечером, когда уже темно, а свет еще не включен, прогуливаться на набережной, через огромные окна можно увидеть Каслинский павильон (из чугунного литья). И в этот момент он выглядит просто волшебно! Из таких мелочей и складывается восприятие города».

Эдуард Кубенский, директор и главный редактор, издательство Tatlin: «Я сам приехал сюда из моногорода Ревда в 40 км от Екатеринбурга. В 1990-е учился, в 2001-м переехал на постоянное место жительства.

Про Екатеринбург те, кто увидел его впервые, обычно говорят: «Жить можно». Некоторые говорят: «Круто!». Архитектор Сергей Скуратов как-то сказал мне: «Наверное, вам, Эдуард, нелегко жить в городе с такой плохой архитектурой». Но его коллега из Голландии Ларс Спайбрук успокоил меня, сказав: «Городу нужна плохая архитектура, чтобы заметить хорошую». Вот я и ищу хорошее между плохим».

Кем работать в Екатеринбурге

Мария Голикова, консультант-разработчик по bi-системам, из Перми: «Я работаю консультантом-разработчиком по bi-системам (business intelligence). Эта сфера в России более-менее развита только в Москве, в регионах, как правило, вакансии по bi есть у крупных распределенных компаний. Наверное, проще всего устроиться в сферу продаж: там больше вакансий и часто не нужен опыт работы».

Дарья Зубова, менеджер по PR в ИТ-компании, из Кыштыма, Челябинская область: «В Екатеринбурге вакансий в сфере связей с общественностью и маркетинговых коммуникаций гораздо больше, чем в Челябинске. Наверное, потому что бизнес здесь быстрее бежит за мировыми тенденциями и рынком, значит, нужны и пиар-специалисты. Субъективно — с работой в Екатеринбурге проще и с выбором лучше».

Эдуард Кубенский, директор и главный редактор, издательство Tatlin: «Половина наших сотрудников — из других городов. Из таких же городков, как и мой родной город, из Свердловской области, из Казахстана, из Тюмени, Уфы, Челябинска. Недавно приняли на работу сотрудницу, которая раньше работала в кафе «Глухомань». Где это, я не знаю, но точно не в центре Екатеринбурга».

Галина Веричева, директор по развитию, компания «Кадровые технологии»: «В Екатеринбурге наблюдается избыток юристов, экономистов. Не хватает ИТ-специалистов, врачей, грамотных управленцев в медицине, технологов пищевого производства, менеджеров активных продаж, профессиональных строителей. Еще бывает сложно найти профессионалов, узких специалистов со знанием английского языка. При подборе на вакансии, предполагающие переезд в Екатеринбург из других регионов, мы столкнулись с тем, что о городе мало знают. Претендентов пугают морозы, волнует экология.

В нашем городе до сих пор готовят хорошие кадры: он не утратил своего инженерного и научного потенциала, поэтому крупные работодатели и рекрутинговые агентства из других регионов часто рассматривают Екатеринбург в качестве кадрового донора. Жители Екатеринбурга активно интересуются возможностью перебраться в европейские страны, в частности в Чехию. Решаются на это, как правило, молодые люди. Если бы не языковой барьер, думаю, уехавших было бы больше. Соискатели старшего поколения менее мобильны.

Ключевая особенность текущего состояния регионального рынка труда — дисбаланс в разных его проявлениях. Есть такое понятие «альтернатива релокации», здесь предполагается переезд специалиста в другой регион на ПМЖ. По сути, это управляемая маятниковая миграция и реальный инструмент решения проблем несбалансированности рынка труда по территориям».

Понятный Екатеринбург: новые жители уральского города и макароны в «Монетке»

Цены и зарплаты в Екатеринбурге

Дарья Зубова, менеджер по PR в ИТ-компании, из Кыштыма, Челябинская область: «Здесь достаточно уместное сочетание цен и уровня жизни. По сравнению с маленьким городком, в котором я жила, могу выделить в Екатеринбурге выбор. Я очень люблю, когда при покупке ты можешь выбирать не из двух вариантов или даже одного, а из 30 хотя бы, будь то продукты или обои. Савоярди и маскарпоне днем с огнем не сыщешь в маленьком городе.

В Екатеринбурге зарплаты в сфере пиара примерно в полтора раза выше, чем в Челябинске. Но и жилье здесь дороже. По моей мерке, зарплата 50 000 — 60 000 рублей для Екатеринбурга вполне комфортная, чтобы покрывать свои потребности.

Можно найти развлечения и досуг на любой кошелек: поесть с чеком и на 500, и на 2000 на человека, сходить в кино и за 150 рублей, и за 600, посетить галерею, музей по полноценному билету или в день свободного входа. А еще есть комплексные билеты и много других способов сэкономить. На мой взгляд, те, кто говорят, что никуда не ходят по финансовой причине — просто ленятся найти доступные варианты».

Мария Голикова, консультант-разработчик по bi-системам, из Перми: «Проезд стоит чуть меньше, чем в Москве (28 руб.), но нет расписания, трамваи в большинстве старые-престарые, троллейбусов вообще нет новых, автобусы — немного икарусов, но в большинстве маленькие неудобные пазики и их китайские аналоги.

Квартиру снять легко, но цены выше, чем в других больших городах. Например, средняя однокомнатная квартира обойдется в 20 000 рублей, комната в центре города — 10–12 000. Но я не рассматривала отдаленные районы города (дальше 5–6 км от центра), так как категорически не готова там жить. Магазины на каждом углу, но мало круглосуточных. Екатеринбургу повезло с местоположением, буквально полчаса — и можно оказаться на живописных скалах или озерах. В общем, с загородным отдыхом все на высшем уровне.

Грубо говоря, 60 рублей надо взять на проезд туда-обратно, рублей 200 стоит бизнес-ланч, продуктовая корзина — хлеб, пакет молока или кефира, яблоки, сыр — обойдется примерно в 250. Цветы брала один раз, букет составляли сами из гербер, он обошелся в 1000 рублей. Один раз мы покупали личи, их завезли в «Ашан» и продавали очень дешево, не помню точно сколько, но сравнимо с ценой на яблоки».

Светлана Татищева, товаровед, из Челябинской области: «Пачка сливочного масла стоит в районе 100 рублей, булка хлеба примерно 30, пакет молока около 50. То, что больно бьет по карману, — это жилье и транспорт. Причем из двух зол первое — более ощутимое. Возможно, потому что отдавать по 56 рублей в день — вроде и незаметно, а вот 8000 за съем комнаты раз в месяц… Сразу начинаешь думать, что колбасу можно купить и вареную, она подешевле. А в «Монетке» вот макароны по акции, и топаешь до соседнего квартала. И для здоровья полезно, и деньги сэкономил. Вообще, чтобы комфортно себя чувствовать, я всегда беру зарплатную карту, то есть все свои сбережения.

Сейчас я получаю примерно 25 тысяч рублей. На оплату кредита, аренды за квартиру, проезда — хватает. Остальное — по мере возможностей. Конечно, в идеале хотелось бы, наверное, тысяч 50–70».

Эдуард Кубенский, директор и главный редактор, издательство Tatlin: «Уровень жизни приближен к столичному: если не Москва, то Санкт-Петербург точно. Цены те же, что и в обозначенных выше городах, разница только в том, что в столицах есть предложения выше и качественнее.

Я покупаю букеты цветов не ниже 2500 рублей в двух точках Екатеринбурга. Мне нравятся там флористы и обслуживание. Это конечно чуть завышенная цена, но в праздник можно и раскошелиться. Молоко не покупаю. Бутылка хорошего столового вина сегодня приблизилась к цене в 650 рублей».

Галина Веричева, директор по развитию, компания «Кадровые технологии»: «Екатеринбург — город возможностей для развития, самореализации. Здесь выше уровень заработной платы и есть возможность получить квалифицированную медицинскую помощь, дать детям качественное образование. Но вместе с тем это дорогой город: здесь высокая стоимость покупки и аренды жилья, дороже транспорт и медицинские услуги».

Екатеринбург — понятный»

Дарья Зубова, менеджер по PR в ИТ-компании, из Кыштыма, Челябинская область: «От друзей часто слышу, что ориентироваться в городе невозможно из-за огромного количества односторонок, но это комментарии водителей — пешеходам, мне кажется, проще. Четыре года назад одна или две улицы с односторонним движением стали двигаться в другую сторону, местным водителям было сложно, но я дискомфорта не ощутила, потому что только осваивала город».

Эдуард Кубенский, директор и главный редактор, издательство Tatlin: «Екатеринбург — понятный. «У этого города нету сегодня, а только завтра и вчера» (В. Маяковский, 28 января 1928 года) — именно такое впечатление он производит и на меня. Жить здесь можно, но приятнее жить в 70 километрах от него, у меня на даче.

Думаю, пользуйся я общественным транспортом, был бы очень раздражительным. Пешком передвигаться, по-моему, очень плохо: кругом асфальт, ямы, поребрики и прочая урбанизация. Хотя ориентироваться в городе очень просто. Этому помогают перпендикулярная сетка улиц, высотные доминанты и река, протекающая через весь город».

Мария Голикова, консультант-разработчик по bi-системам, из Перми: «У Екатеринбурга есть преимущество — прямо в центре города можно экстрим-фестивали организовывать. На Исети тренируются каякеры, а на Плотинке проходят соревнования спелеологов. Это зрелищно, когда открывают плотину, и на фоне такого буйства стихии кто-то висит на веревках, кто-то ходит слэк (слэк-лайн, хождение по натянутой стропе. — Прим. ред.), а кто-то преодолевает «бочки».

Когда только переехала, я много гуляла по городу, ходила разными маршрутами. Здесь есть качественный стрит-арт, и мне прямо очень нравятся некоторые работы. Первое, что приходит в голову, — портрет Гагарина с голубем во всю стену пятиэтажки на Малышева. Еще прикольный забор на Московской, который изображает сюжет игры Марио, и «Музей под открытым небом» Букашкина (художник-авангардист, «Народный дворник России». — Прим. ред.)».

Светлана Татищева, товаровед, из Челябинской области: «Сейчас я неплохо ориентируюсь в городе, но в первый мой приезд сюда пять лет назад голова пошла кругом. Я приехала ради концерта местной группы, а город не знаю совсем. У меня только бумажка с адресом, где вечером выступление будет. 2ГИС? Не, не слышал — в провинциальном городке он ни к чему.

Сейчас, в какой бы части города мне ни пришлось находиться, я всегда глазами ищу БЦ «Высоцкий». Если нашла — значит, всё в порядке. И на подъезде к городу, когда из Кыштыма возвращаюсь, вижу его на горизонте — и первая мысль: «Я дома!».